"Поколение «П" (Generation «P), РФ на #lm
Год: 2011
Режиссер: Виктор Гинзбург
Жанр: #драма, #комедия
"This game has no name"
by Scent of a Woman from КП
«…За каждыми бабками на самом деле стоит какая-то национальная идея. У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме бабок. Но ведь не могут за бабками стоять просто бабки, верно? Потому что тогда чисто непонятно – почему одни впереди, а другие сзади?»
© Виктор Пелевин
После 5 лет многострадальных съемок на экраны стран СНГ, наконец, выходит долгожданная экранизация романа Виктора Пелевина о поколении, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало «Пепси». Долгострой американского режиссера российского происхождения Виктора Гинзбурга прошел через множество испытаний и проблем, связанных в основном с финансированием и неуверенностью инвесторов в том, что возможно снять фильм по, казалось бы, неэкранизируемой книге. Однако, благодаря титаническим усилиям Гинзбурга в продвижении своего дебютного проекта, мы имеем уникальную возможность лицезреть визуализированную версию культового романа в нетрадиционном видении западного режиссера, которая, безусловно, заслуживает внимания.
Несмотря на то, что для Виктора Гинзбурга «Поколение Пи» по сути является первым фильмом в карьере режиссера – новичком его никак нельзя назвать. Проживая в Америке уже порядка 40 лет, он имеет ощутимый опыт снятия рекламных роликов для различных крупных брендов. Так что, будучи рекламщиком в прошлом, путь главного героя фильма и книги Вавилена Татарского ему предельно ясен. Виктору прекрасно знакома история падения и как сложно выскочить из обоймы этого засасывающего манипуляционного механизма. Но все же силы нашлись, и Гинзбург взялся за экранизацию Пелевина, предварительно получив одобрение со стороны писателя.
Из-за чего же так долго снимался фильм? Изначально было очень сложно доказать продюсерам, что возможно снять адаптацию книги-монолога, где по большей части идут внутренние рассуждения героя. Как только режиссер заканчивал какой-то кусок, то его сразу показывали потенциальным вкладчикам, подтверждая, что этот проект реально сделать. Такая нестабильность в финансовой поддержке, постоянный перенос съемок, давали серьезные сбои в работе, что мешало собрать всех актеров в нужное время. Киноартистам тоже пришлось нелегко, т. к им ни в коем случае нельзя было менять свой внешний облик, дабы сохранить образ в первоначальном виде. Столь продолжительно картина снималась не только из-за перечисленных выше причин, а потому, что за всем этим стояла капитальная работа - перенести литературный язык на язык кино и поймать неистребимый дух Пелевина. В этом плане Гинзбургу даже повезло – у него было предостаточно времени продумать все до мелочей, и имелась возможность неоднократно переснимать неудавшиеся дубли.
Одной из главных задач фильма было нарисовать современный портрет общества потребления. Вавилен Татарский (Владимир Епифанцев) в течение всего повествования плывет по течению, создает рекламные ролики под мухоморами и другими «допингами», потом начинает творить посредством мощного компьютера 3-D модели правящих мира сего, постепенно проникая все глубже и узнавая как создается рекламно-политическое вранье глобального масштаба. Это погружение в глубины управления сознанием населения является поэтапным, и каждый персонаж фильма сыграл в этом особую роль. Пугин и Ханин (Александр Гордон) – первые начальники Татарского, дали ему основы рекламного ремесла, став отправной точкой в этот грязный бизнес. Морковин (Андрей Фомин) стал связующим звеном, своеобразным путеводителем и мудрецом, поясняющим каждое непонятное действие. Старый однокашник Гиреев (Сергей Шнуров) олицетворяет собой свободу, к которой главный герой так стремится. Ну, и Азадовский (Михаил Ефремов) – это человек наивысшего положения. Татарский в какой-то степени его достигает, но уже в лучшем качестве, опираясь на ошибки предшественника.
Вся актерская команда справилась на отлично с этой непростой изотерической историей, бережно передав ощущение фантасмагории. Герои в фильме не могут говорить литературным языком, т. к в мире литературы совсем другие каноны. Но в тоже время говорить от себя – это значит отходить от источника. Эту тонкую грань нахождения языка актерам также удалось удачно воплотить на экране. Конечно, когда читаешь книгу, то мозг работает на полную катушку, рисуя образы домов, улиц, лиц и даже мимику персонажей. Наверняка найдётся немало людей, читавших произведение Пелевина, которых не устроит кастинг или какие-то находки режиссера. Тем не менее, то, что сумели продемонстрировать наши артисты, как минимум, вызывает чувство благодарности за проделанную работу. Олег Тактаров, появившись в фильме буквально на 5 минут, сыграл настолько убедительно и блестяще, что не возникает никаких сомнений – в этот образ он вложил весь свой талант. Нельзя не отметить исполнителя главной роли Владимира Епифанцева, который лично у меня ассоциировался с героем боевиков, а тут ему на удивление легко и толково удалось перевоплотиться в потерянного копирайтера, доходчиво передав психологический склад людей того времени.
Не стоит забывать, что одну из главных сюжетно образующих ролей играют бренды. Продакт-плейсмента как таково не было. Создатели получи права и немного над этими брендами поиздевались. Т. о можно сказать, что помимо кастингов актеров, был еще кастинг брендов. У Пелевина в книге есть реклама «Нескафе Голд», где взрывается автомобиль. Гинзбург связывался с представительством этой компании, и в итоге министерство пропаганды в Женеве отказало пускать такой ролик в фильме. Поэтому на смену пришел «tic tac», он идеально подходил к легенде слогана. По ходу фильма также было несколько подобных замен, но принципиальные, ключевые бренды по роману остались.
Хочу отметить, что «Generation П» - полностью независимый проект, он не финансировался ни государством, ни телеканалами. Фильм снимался поэтапно, когда находились новые денежные вложения. Виктору Гинзбургу пришлось избавиться от нескольких сюжетных линий и сжать объем, но вместе с тем добавить интересные спецэффекты и развить какие-то мысли и идеи, актуальные для сегодняшнего времени. Поэтому тем людям, которые не читали роман «Поколение Пи» я бы не советовал смотреть фильм, ибо они могут прийти в недоумение от увиденного. Ну, а те миллионы граждан нашей страны, кто все же ознакомился с произведением Пелевина, все-таки должны остаться довольными, освежив впечатления от прочитанного. Тем не менее, режиссер дает четкое представление о том, как человеческая личность может деградировать под влиянием извне, превращаясь в послушное орудие рекламы, теряя индивидуальность.
«Sta, viator!»